Рынок фармацевтики выдвигает суровые условия для своих участников. Все фармацевтические склады должны соответствовать определенным нормам и правилам, в противном случае они не смогут нормально работать. Эта сфера бизнеса требует больших инвестиций. Каждый год для фармацевтических компаний выдвигают новые требования: их все чаще проверяют, Росздравнадзор обращает внимание на маркировку товаров, уровень влажности в помещении, качество оборудования, проверяют даже сотрудников.
Фармацевтическим компаниям приходится уделять много времени эффективной организации склада. Для начала им необходимо подготовить всю инфраструктуру, уделить внимание техническому оснащению помещений, правильно организовать работу персонала.
Торговля медицинскими препаратами
Фармацевтические склады необходимы для хранения лекарственных препаратов и других медицинских товаров. Фармацевтические товары относятся к категории изделий, оптовая торговля которыми на всех этапах регулируется нормативными актами, в частности Приказом от 28.12.2010 № 1222н Министерства здравоохранения РФ. Приоритетом становится для всех оптовиков соблюдение перечня лекарств, разрешенных к свободной реализации через оптовую сеть. Производить подобную деятельность можно, имея лицензию.
Все поступающие лекарственные формы должны иметь пакет сопроводительной документации с отражением:
- названия (международного и торгового), серии и сроков годности;
- производителя (марка и местонахождение с реквизитами);
- поставщика, покупателя (ИНН, наименование, контактная информация);
- должность и контакты человека, оформившего деловые бумаги.
Фармацевтические товары, у которых при приемке обнаружены повреждения упаковки, сомнительные сведения или их не предоставление, помещаются в особую карантинную зону до составления актов о последующих шагах (возврат, ликвидация). Туда же помещаются все обнаруженные изделия, запрещенные к обращению на территории страны.
При грамотной и тщательной организации всего цикла работ оптовая торговля фармацевтическими средствами становится выгодным долгосрочным проектом, имеющим хорошие перспективы дальнейшего развития. Так, для оптовых покупателей несколько снижаются цены за счет поощрительных коэффициентов. Возможна отсрочка оплаты для постоянных заказчиков. Комплекс серьезных проблем, решаемых постоянно, требует штата высококвалифицированных ответственных специалистов, имеющих обширные знания и соответствующую подготовку.
Требования к работе склада
Фармацевтический склад должен находиться в административном комплексе или отдельно здании. Он должен быть изолирован от других помещений, а в другие комнаты нужно организовать отдельные входы. Обычно помещение имеет отдельные комнаты для приема пищи, отдыха персонала, инвентаря, ведения офисной работы. А также склады должны быть обеспечены воротами, подъездными путями и платформами для погрузки и разгрузки товаров.
Лицензию могут получить только те компании, которые открыли склад площадью минимум 280 м².
В помещении должны быть обязательны зоны:
зона хранения препаратов;
- помещение для приема продукции;
- холодильная камера для лекарств, которые нужно хранить при низкой температуре;
- подсобное помещение;
- зона экспедиции и реализации товаров.
На фармацевтическом складе обязательно должна находится система стеллажей. Она необходима для хранения препаратов, которые предварительно разделяют по группам. Их раскладывают в отдельные поддоны, чтобы не складировать на стеллажах. В некоторых случаях медикаменты приобретаются крупными партиями и хранятся в контейнерах или пакетах. Для этого на фармацевтическом складе должно быть специальное оборудование – штабелеры, подъемники или погрузочные кары.
Требования к сотрудникам
Чем больше фармацевтический склад, тем больше требований выдвигаются к его сотрудникам. Чаще всего предпочтение отдают работникам, у которых есть медицинское образование. Хотя подходят и те, у которых имеются знания в области биохимии, фармацевтики, биотехнологии и химической промышленности. Есть требования к опыту работы – сотрудник должен проработать на прошлом месте не менее 2 лет.
Перед началом работ все участники коллектива проходят тщательную проверку. У них не должно быть проблем с законом, зависимости от каких-либо препаратов. Владелец склада должен обеспечить им подходящие условия труда. Он предоставляет своим работникам медицинские костюмы, перчатки, респираторы, средства для обработки склада. Правильная организация работы позволяет настроить беспрерывное функционирование склада. И сотрудники в этом деле играют далеко не последнюю роль.
Внутренняя логистика
Особое внимание нужно уделить внутренней логистике. Готовый фарм склад должен быть оборудован современными технологиями. Наиболее востребованное оборудование:
- система вентиляции и кондиционирования;
- система контроля уровня влажности и температуры воздуха;
- система сигнализация;
- бесперебойники питания;
- система пожаротушения;
- холодильные камеры;
- технология пропускного режима.
Хорошо организованная внутренняя логистика позволяет избежать возможных ошибок складского учета, которые могут возникнуть из-за неправильной деятельности сотрудников. А также она обеспечивает нормальное функционирование всех процессов. Благодаря наличию систем безопасности можно избежать незаконных действий с медицинскими препаратами.
Подводя итоги
Правильная организация функционирования фармацевтического склада – это сложная задача. Владельцу помещения нужно предварительно просчитать все возможные риски, чтобы быть подготовленным к решению различных проблем. Ему нужно планировать бюджет, своевременно проводить осмотр всего оборудования, проверить квалификацию сотрудников, адаптировать складскую систему так, чтобы она соответствовала всем нормам Росздравнадзора.